Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На сколько увеличивается ОСАГО после ДТП в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
КБМ растет лишь в том случае, если пострадавший заявит в страховую компанию об убытках. В этом случае страховщик направит в базу РСА сведения о том, кто причинил вред во время дорожного движения. Именно после этого значение показателя аварийности сменится на новое.
Увеличение минимальных страховых сумм
Согласно новым изменениям в системе ОСАГО, с 2024 года минимальные страховые суммы будут увеличены. Водители, приобретающие полис ОСАГО, должны будут учесть эти изменения.
На данный момент минимальная страховая сумма по ОСАГО для вреда потерпевшим составляет 500 тысяч рублей, а для ущерба имуществу – 400 тысяч рублей. Однако, с 2024 года минимальные суммы будут увеличены на 50%. Таким образом, величина минимальной страховой суммы для вреда потерпевшим составит 750 тысяч рублей, а для ущерба имуществу – 600 тысяч рублей.
Увеличение минимальных страховых сумм приведет к тому, что автовладельцам придется платить больше за полис ОСАГО. Это связано с тем, что страховой взнос будет рассчитываться исходя из новых минимальных сумм.
Увеличение минимальных страховых сумм является одним из изменений, которые вступят в силу в 2024 году. Они направлены на повышение компенсации пострадавшим в дорожных происшествиях и улучшение условий страхования на дорогах России.
Что такое КБМ и каковы его функции
Одним из учитываемых в расчете ОСАГО коэффициентов, в котором заложены риски страховой компании, является бонус-малус. Его величина зависит от навыков безаварийного вождения страхователя. Их оценка проводится за страховой период, который завершается 31 марта. При обращении после этой даты к водителю будет применяться новый коэффициент.
Если в учетном периоде страхователь не допустил ДТП, то при покупке нового ОСАГО он может рассчитывать на скидку. Если же водитель участвовал в аварии, которая произошла по его вине, в результате чего страховой компании пришлось компенсировать причиненные им убытки, то автостраховка для него станет дороже.
Основными функциями КБМ является:
- уменьшение рисков страховщика, обусловленных финансовыми затратами при осуществлении компенсационных выплат;
- снижение числа обращений за возмещением по незначительным страховым эпизодам;
- стремление водителей ездить, не допуская ДТП.
Несколько важных фактов об изменениях в ОСАГО
Важно, что полис КАСКО остается для многих вне досягаемости. Поэтому страхование автомобиля ОСАГО для многих россиян останется единственным проверенным инструментом. Также водителям стоит знать о ряде изменений в ОСАГО 2023-2024, которые уже будут внедрены или только находятся на рассмотрении:
- ремонт по ОСАГО в 2024 году будет длиться до 45 дней вместо привычных 30 — этот законопроект будет одобрен с большой долей вероятности из-за проблем с поставками запчастей;
- в Минэкономразвития хотят штрафовать страховщиков, которые отказывают в продаже полиса электронным путем (например, сайт говорит о технических сбоях или неполадках) — таких образом «отсеиваются» невыгодные клиенты, в случае внедрения в КоАП РФ новых штрафов страховщики могут быть оштрафованы на сумму до 300 тысяч рублей;
- в Госдуме предлагают владельцам СИМ (электрических самокатов и велосипедов) начать приобретать полисы ОСАГО на принудительной основе, пока что парламентарии ведут бурные обсуждения на эту тему;
- в ЦБ РФ предложили производить выплату с учетом стоимости запчастей в конкретном регионе, представители регулятора отметили, что жители Дальнего Востока могут покупать запчасти на 15-20% дешевле, при этом сейчас каталоги запчастей формируются по московским ценам — учет специфики регионов позволит рассчитывать выплаты более точно.
Увеличение стоимости ОСАГО для нарушителей ПДД
В первую очередь рассмотрим новый пункт 2 статьи 9 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
2. В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:
а) назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:
- водителям, указываемым в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, – в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;
- страхователю по заключаемому договору обязательного страхования – в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями;
Таблица КБМ и как его рассчитать
Как только был принят единый 40 ФЗ закон по обязательному страхованию, все представители страховых компаний пользовались единой таблицы КБМ. На первый взгляд таблица кажется сложной и непонятной. Однако все очень просто и легко можно определить.
Разделы таблицы:
- Страховой класс на начало оформления договора страхования. Для получения информации достаточно взять страховой полис и посмотреть сведения в разделе «особые отметки». Однако стоит учитывать, что в последнее время многие страховые компании не делают отметку в классе страхование. В каком случае получить сведения по бонусу можно только через единую базу РСА которая работает круглосуточно и бесплатно.
- Коэффициент, который используется при расчете ОСАГО. Максимальный равен 2,45, в то время как минимальный 0,5.
- Класс на новый срок, который зависит от количества или отсутствия страховых выплат. Указанный раздел разделен на 5 столбцов: 0,1,2,3,4 и более страховых случаев.
Для формирования расчета вам потребуется:
- уточнить класс на момент оформления ранее заключенного бланка;
- оставаясь на данной строке посмотреть новый класс, в зависимости от страховых случаев.
К примеру, по полису был 5 класс. Если у водителя:
- нет аварий, то по новому ОСАГО страховщик применит 6 класс, а именно скидку 15%;
- была 1 авария, то новый класс – 3 (начальный);
- было 2 аварии – 1 класс, а именно повышающий 1,55;
- было 3 аварии и более – максимальный класс, которому соответствует показатель 2,45.
Насколько подорожает?
КБМ рассчитывается в коэффициенте, на который умножается сумма, полученная после применения всех остальных. То есть сначала считаются возраст, стаж и другие коэффициента, а затем итоговая сумма умножается на этот коэффициент. Последний может быть меньше единицы или больше, от чего зависит, уменьшится стоимость полиса или увеличится.
Максимальная скидка по такой «безаварийке» составляет 50%, то есть КБМ может быть не менее 0,5. А вот максимальная нагрузка на цену полиса — целых 245% (коэффициент 2,45).
Но градируется КБМ в классах — от буквы «M» до числа 13.
Давайте посмотрим на всевозможные коэффициенты бонус-малуса в табличном виде.
Класс на начало действия полиса | КБМ | Класс на следующий полис при безаварийном вождении | Класс на следующий полис при 1 ДТП | Класс на следующий полис при 2 ДТП | Класс на следующий полис при 3 ДТП | Класс на следующий полис при 4 ДТП и более |
---|---|---|---|---|---|---|
M | 2,45 | 0 | M | M | M | M |
0 | 2,3 | 1 | M | M | M | M |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Как получить максимальную выплату по ОСАГО
Несмотря на то, что максимальные выплаты по ОСАГО в 2024 году существенно увеличились, на руки пострадавшим попадает не вся сумма, а иногда ничтожная ее часть. Так происходит, когда страховая компания ограничивается минимальными выплатами по ОСАГО.
Как рассчитываются суммы выплат ОСАГО пострадавшимЗа основу методики расчеты сумм страховых выплат взята таблица, в которой перечислены возможные травмы при ДТП. На основании этой таблицы, страховщики рассчитывают выплату по ОСАГО.
Новые ставки и расчетные формулы: как изменится размер страховых выплат?
С началом 2024 года изменяются ставки и расчетные формулы, которые определяют размер страховых выплат по ОСАГО в случае ДТП.
Вместо прежних единых тарифов, которые устанавливались для всех водителей, вводится дифференцированная система расчета. Теперь стоимость полиса будет зависеть от ряда факторов:
1. Опыта вождения и возраста водителя. Чем более опытный и взрослый водитель, тем ниже ставка.
2. Мощности и стоимости автомобиля. Чем больше мощность и стоимость транспортного средства, тем выше тариф.
3. Региона проживания. В зависимости от региона ставка может быть как повышенной, так и пониженной. Например, в городах с большим количеством ДТП и пробок ставка будет выше, чем в малонаселенных районах.
Расчет страховых выплат также будет осуществляться исходя из новых формул, которые включают в себя множество факторов. Основными параметрами для определения размера страховой выплаты стали:
1. Возраст водителя. Молодым водителям будет выплачиваться меньшая сумма по сравнению с опытными водителями.
2. Величина страховой суммы. Чем выше страховая сумма, тем больше будет выплачено в случае ДТП.
3. Степень вины. Если водитель несет полную вину в ДТП, страховая компания может уменьшить размер выплаты вплоть до нуля.
4. Стаж безаварийного вождения. За каждый год без нарушений и аварий водителю будет начисляться бонус, который увеличивает размер страховой выплаты.
Если раньше выплаты по ОСАГО рассчитывались по простой формуле — сумма ущерба умножалась на ставку, то теперь расчет является более сложным и зависит от множества факторов.
В результате данных изменений, размер страховых выплат может как увеличиться, так и уменьшиться для разных категорий водителей. Также, эти изменения будут способствовать более точному рассмотрению каждого конкретного случая и более справедливому расчету возмещения ущерба.
Таблица повышающий коэффициента ОСАГО после ДТП
В 2013 году было принято постановление о создании единой базы союза автостраховщиков. Независимо от того, в каком страховой компании был получен полис, данные вносятся в открытый доступ. Благодаря этому водитель не может повлиять на свой класс и повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП, изменив страховую компанию.
Вычисление повышающего коэффициента ОСАГО после ДТП проводится при помощи специальной таблицы:
Кбм | Класс на начало срока страхования | Количество страховых случаев в течение года | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
2,45 | м | м | м | м | м | |
2,3 | 1 | м | м | м | м | |
1,55 | 1 | 2 | м | м | м | м |
1,4 | 2 | 3 | 1 | м | м | м |
1 | 3 | 4 | 1 | м | м | м |
0,95 | 4 | 5 | 2 | 1 | м | м |
0,9 | 5 | 6 | 3 | 1 | м | м |
0,85 | 6 | 7 | 4 | 2 | м | м |
0,8 | 7 | 8 | 4 | 2 | м | м |
0,75 | 8 | 9 | 5 | 2 | м | м |
0,7 | 9 | 10 | 5 | 2 | 1 | м |
0,65 | 10 | 11 | 6 | 3 | 1 | м |
0,6 | 11 | 12 | 6 | 3 | 1 | м |
0,55 | 12 | 13 | 6 | 3 | 1 | м |
Также узнать свой класс и Кбм можно при помощи онлайн-калькулятора, или сделав запрос в Единый реестр автостраховщиков. От человека потребуется указать свои данные, после чего ему будет показан результат.
Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
Независимо от квалификации при получении страхового полиса водителю выдается класс третьего уровня. Ежегодно при продлении страховки он постепенно повышается на одно значение. Так, чтобы получить класс тринадцатого уровня автовладелец должен продлевать полис ОСАГО в течение десяти лет.
Но подобное развитие возможно лишь в том случае, если за указанный период человек ни разу не попал в ДТП. Осторожные водители получают от страховщика скидку в размере 5% за каждый год без инцидентов. Соответственно после десятилетнего периода водители, не попадавшие в аварию, получают скидку на страховку в размере 50%.
Но она будет сразу же уменьшена, если водитель хотя бы раз попадет в ДТП. Также автоматически понижается рейтинг автовладельца. В зависимости от количества страховых случаев уровень снижается от двух до семи значений. Чем чаще человек попадает в аварию, тем ниже показатель доверия к нему у страховщика.
Когда класс ОСАГО после ДТП падает ниже третьего уровня, водителю начинают начисляться штрафные проценты в виде завышенных тарифов. Ниже класса “М” уровень не понижается. Чтобы восстановить нормальный показатель, потребуется не менее четырех лет езды без происшествий.
Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
Как правило, все водители, которые попали в аварию, не знают, на какой срок будет зафиксирован повышающий показатель. Такая проблема возникает, поскольку никто не хочет переплачивать.
Если ранее страхователи могли обмануть страховщика и при оформлении бланка сказать, что аварий не было, то теперь все иначе. Несколько лет назад была создана специальная база РСА, в которою предоставляют сведения все страховщики о классе аварийности.
На сколько фиксируется повышающий, зависит от того, будет спустя год аварии у водителя или нет. К примеру, если у участника движения максимальный повышающий и в течение страхового года случилась авария, то класс сохраняется.
Пример действия повышающего коэффициента:
Повышающий |
Количество аварий |
Новый КБМ |
2,45 |
2,3 | |
1 и более |
2,45 |
|
2,30 |
1,55 | |
1 и более |
2,45 |
|
1,55 |
1,4 | |
1 и более |
2,45 |
|
1,4 |
1 (начальный класс) | |
1 |
1,55 |
|
2 и более |
2,45 |
Можно ли избежать увеличения цены полиса ОСАГО после ДТП
Не всегда после ДТП увеличивается страховка ОСАГО. Класс КБМ не будет понижен, если страхователь не является виновником страхового происшествия. Для этого нужно официальное признание второго участника аварии в европротоколе или уполномоченного сотрудника ГИБДД в протоколе правонарушения о том, что водитель невиновен и является пострадавшим.
Стоимость ОСАГО не будет увеличена, если при ее оформлении в полис не будет вписан водитель, который стал виновником ДТП в предыдущем периоде. В таком случае в расчете будут применены коэффициенты, соответствующие характеристикам лиц, которые останутся в списке доверенных к управлению лиц.
Наиболее надежным способом экономить на ОСАГО и не переплачивать ее стоимость является аккуратное управление транспортным средством, внимательное поведение водителя и соблюдение правил дорожного движения. Для безаварийных страхователей стоимость полиса с каждым годом будет становиться дешевле. Через 10 лет она станет ниже на 60,7%.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Можно ли избежать увеличения цены полиса ОСАГО после ДТП
Не всегда после ДТП увеличивается страховка ОСАГО. Класс КБМ не будет понижен, если страхователь не является виновником страхового происшествия. Для этого нужно официальное признание второго участника аварии в европротоколе или уполномоченного сотрудника ГИБДД в протоколе правонарушения о том, что водитель невиновен и является пострадавшим.
Стоимость ОСАГО не будет увеличена, если при ее оформлении в полис не будет вписан водитель, который стал виновником ДТП в предыдущем периоде. В таком случае в расчете будут применены коэффициенты, соответствующие характеристикам лиц, которые останутся в списке доверенных к управлению лиц.
Наиболее надежным способом экономить на ОСАГО и не переплачивать ее стоимость является аккуратное управление транспортным средством, внимательное поведение водителя и соблюдение правил дорожного движения. Для безаварийных страхователей стоимость полиса с каждым годом будет становиться дешевле. Через 10 лет она станет ниже на 60,7%.
Как применяется коэффициент бонус-малус
Ранее при оформлении страхового полиса учитывались все страховые выплаты на день обращения, и по ним назначался КБМ.
С 1 апреля 2022 года по указанию Центрального Банка была изменена система начисления.
Теперь КБМ устанавливается ежегодно 1 апреля и действителен до 1 апреля последующего года.
Если автовладелец явился инициатором ДТП в мае, при заключении договора в сентябре ему будет назначен КБМ, установленный на 1 апреля. Исполнение обязательств фирмой страховщиком в связи с майской аварией будут учтены при назначении коэффициента бонус-малус 1 апреля следующего года.
Новичку, впервые оформившему полис и ставшему виновником аварии, класс КБМ снижается с 3 до 1 и стоимость оформления договора на новый период обойдется на 55% дороже. Если количество страховых выплат увеличилось за время действия оформленного полиса до 2 и более, страхователю присваивается наиболее низкий класс М (малус), а за ОСАГО придется заплатить в 2,45 раза больше.
Каждый страховой период прошедший без столкновений и запросов компенсации улучшает страхователю класс КБМ и поощряется 5%-й скидкой при заключении следующего договора.
Для водителя имеющего текущий класс 6 и получающего скидку при приобретении страховки в 15%, участие в аварии им спровоцированной ознаменуется присвоением 4 класса и соответственно снижением бонуса до 5%. 2 аварии приведут к повышению размера оплаты за получение полиса на 40%, а 3 и более к возврату к классу М и максимальному увеличению оплаты ОСАГО.
Даже единственная заявка на выполнение обязательств в страховую существенно понижает класс виновника аварии, приводя к увеличению цены очередного полиса.