Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О государственном надзоре и ином контроле в сфере охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.
Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?
Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.
Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.
Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.
Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».
В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:
- Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
- Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
- Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
- Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.
Одна из важнейших частей системы по охране труда — трехступенчатый контроль. При большой численности сотрудников один специалист по охране труда, а иногда даже соответствующий отдел могут не справиться. Поэтому контроль за соблюдением норм ОТ на предприятиях ведется постоянно руководителями разных уровней:
- первая ступень — ведут непосредственные руководители работ: технологи, мастера, механики, на своих объектах. Проводится ежедневно;
- вторая ступень — еженедельный контроль, который проводят начальники участков, стройплощадок, цехов;
- ежемесячно контроль ведут руководители, главные специалисты или лица, которые их замещают.
При проведении проверок руководители работ проверяют рабочее место, освещенность, вентиляцию, оборудование, инструменты, сигнализацию, наличие у работников СИЗ и т. д. Результаты проверок записываются в журнал 3-ступенчатого контроля.
Во время проверок специалистами второй ступени проверяются помещения и рабочие места в них в целом,у работников могут быть выборочно проверены знания по ОТ, проверяется, как устранены недостатки, которые выявила прошлая проверка, и т. д. Потом делается запись в журнале 3-ступенчатого контроля и вырабатываются пути устранения выявленных при проверке недочетов и недостатков.
Проверки третьей ступени проводят главный инженер и комиссия, которую он возглавляет. Проверяют:
- в каком состоянии находятся рабочие места и помещения в целом;
- состояние оборудования, которое непосредственно задействовано в производстве;
- в рабочем ли состоянии находятся средства защиты, в том числе индивидуальные;
- устранены ли недостатки, которые выявлены на 2 предыдущих ступенях, как идет процесс их ликвидации;
- как выполняются решения, приказы руководства, профсоюзных органов по охране труда.
Крупные предприятия проверяются по графику. Каждое подразделение должно быть проверено не менее 4 раз за год, неблагополучные с точки зрения охраны труда — не менее 6 раз за год. Итоги работы инженера и возглавляемой им комиссии также записываются в журнал 3-ступенчатого контроля, обсуждаются решения комиссии, а также пути повышения уровня безопасности проводимых работ. Совещание комиссии оформляется протоколом.
Состав комиссии по ОТ: главный инженер и другие главные специалисты – главный технолог, главный механик, представитель профкома предприятия, специалист по ОТ, медицинский работник, пожарный.
Система контроля состояния охраны труда работает только в том случае, если все ступени четко выполняют свои функции.
Понятие контроля в сфере охраны труда
Контроль за охраной труда на производстве.
Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.
Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.
Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.
В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.
К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.
Полномочия Федеральной инспекции труда
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.
Государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательных и иных
нормативных актов об охране труда
осуществляется федеральным органом
контроля и надзора за охраной труда, не
зависящих в своей деятельности и
действующих в соответствии с положениями,
утверждаемыми в установленном порядке.
Должностные лица органов государственного
надзора и контроля (государственные
инспектора) по охране труда имеют право
беспрепятственно посещать любые
предприятия, проводить расследования
несчастных случаев на предприятиях,
иметь доступ к необходимой информации,
выдавать должностным лицам предприятий
обязательные для исполнения предписания,
приостанавливать эксплуатацию
производственного оборудования и
деятельность производственных
подразделений, налагать штрафы на
должностных лиц предприятий виновных
в нарушении законодательных и иных
нормативных актов об охране труда.
Положение о статусе государственного
инспектора по охране труда утверждается
законодательством. Решения должностных
лиц органов государственного надзора
и контроля, принятые в пределах
предоставленных им полномочий, являются
обязательными для исполнения предприятиями
всех форм собственности независимо от
сферы хозяйственной деятельности и
ведомственной подчиненности.
- Должностные лица органов государственного
контроля и надзора несут ответственность
за выполнение возлагаемых на них
обязанностей в соответствии с
законодательством РФ. - Общественный
контроль за охраной труда - Общественный контроль за соблюдением
законных прав и интересов работников
в области охраны труда осуществляется
профессиональные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы, которые могут создавать в этих
целях собственные инспекции. - Уполномоченные
(доверенные) лица по охраны труда
профессиональных союзов или трудового
коллектива действуют в соответствии с
рекомендациями, разработанными
государственным органом управления
охраной труда. - Профессиональные
союзы в лице их соответствующих органов
и иные уполномоченные работниками
представительные органы имеют право:
-
Осуществлять контроль за соблюдением работодателе законодательных и других нормативных актов об охраны труда;
-
Проводить независимую экпертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
-
Принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
-
Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаев на производстве;
-
Предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;
-
Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
-
Осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
-
Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
-
Принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
-
Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
-
Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
Ответственность
работодателей и должностных лиц за
нарушение законодательных и иных
нормативных актов об охране труда
Работодатели и
должностные лица, виновные в нарушении
законодательных и иных нормативных
актов об охране труда в невыполнении
обязательств, установленных коллективными
договорами или соглашениями об охране
труда, либо препятствующие деятельности
представителей органов государственного
надзора и контроля, а также общественного
контроля, привлекаются к административно,
дисциплинарной или уголовной
ответственности в порядке, установленном
законодательством РФ и республик в
составе РФ.
-
Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед администрацией за невыполнение ими дисциплины труда.
Основным документом, регулирующим дисциплину труда, являются типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.
На основе этих типовых или отраслевых правил администрация предприятия разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требований которых является дисциплинарным проступком.
За нарушение
трудовой дисциплины администрация
предприятия может применять к работнику
следующие дисциплинарные взыскания:
замечание, выговор, строгий выговор,
перевод на нижеоплачиваемую работу на
срок до 3-х месяцев или смещение на низшую
должность на тот же срок, увольнение.
Налагать дисциплинарное взыскание
может только должностное лицо на
подчиненного ему работника.
Административная
ответственностьвыражается
в форме различных административных
взысканий – предупреждения, общественного
порицания, штрафа. К административной
ответственности за нарушение
законодательства об охране труда имеют
право привлекать в установленном законом
порядке государственные органы надзора
и государственные инспектора труда.
Важно
Должностные лица могут обжаловать
решения о наложении на них штрафа в
районный (городской) суд в 10-дневный
срок со дня вручения постановления об
этом. Подача жалобы приостанавливает
взыскание штрафа. Определение районного
(городского) народного суда по указанным
жалобам является окончательным и
обжалованью не подлежит.
Уголовная
ответственность
должностных лиц наступает в тех случая,
когда они допустили нарушение, носящее
характер преступления.
В ст.
140 УК предусмотрена
уголовная ответственность за нарушение
должностным лицом правил ТБ, промышленных,
санитарно-гигиенических или иных правил
охраны труда, если это нарушение повлекло
или могло повлечь за собой несчастные
случаи с людьми или иные тяжкие последствия
– лишение свободы на срок до одного
года или исправительные работы на тот
же срок или штраф или увольнение с
должности. За те же нарушения, повлекшие
за собой причинение телесных повреждений
или утрату трудоспособности, — виновные
наказываются лишением свободы на срок
до 3-х лет или исправительными работами
на срок до 1 года. За нарушения, указанные
в части первой настоящей статьи, повлекшие
смерть человека или причинение тяжких
телесных повреждений нескольким лицам,
виновные наказываются лишением свободы
на срок до 5- ти лет.
Ответственность
за нарушение правил охраны труда по ст.
140 несут лишь те должностные лица, на
которых в силу служебного положения
или специального распоряжения возложена
обязанность соблюдения правил охраны
труда на соответствующем участке работы
или контроль за их выполнением.
Если
эти нарушения допущены иными должностными
лицами, они могут быть привлечены к
ответственности за должностные
преступления (халатность или злоупотребление
служебным положением).
Статья 216 УК –
уголовная ответственность за нарушение
производственно-технических или иных
правил, обеспечивающих безопасность
производства на взрывоопасных предприятиях
или взрывоопасных цехах: исправительные
работы до 1 года или штраф или увольнение
с должности. За те же действия, связанные
с гибелью людей или иными тяжкими
последствиями, виновные наказываются
на срок до 7-и лет. Ответственность несу
по ст. 216 любые виновные в этих нарушениях
лица.
Материальная
ответственность.
Работодатель несет материальную
ответственность за вред, причиненный
здоровью работника трудовым увечьем,
согласно правилам о возмещении ущерба
от 24.12.92 г. Возмещение вреда состоит в
выплате потерпевшему денежных сумм в
размере заработка в зависимости от
степени утраты профессиональной
трудоспособности вследствие трудового
увечья.
Ответственность
предприятий за невыполнение требований
по созданию здоровых и безопасных
условий труда
За
невыполнение требований законодательства
РФ об охране труда и предприятий органов
государственного надзора и контроля
за охраной труда по созданию здоровых
и безопасных условий труда на предприятиях
полагаются штрафы. Размеры и порядок
положения штрафов устанавливаются
законодательством РФ и республик в
составе РФ.
Вопросы для
самопроверки
-
Назовите обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятиях.
-
Назовите обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.
-
Какие документы относятся к локальным правовым актам?
-
Какие законодательные и нормативные акты регламентируют безопасность труда?
-
Какие органы и как осуществляют надзор и контроль за соблюдением требований безопасности труда?
-
Как организовано обучение безопасности деятельности (труда) в РФ?
-
К каким видам ответственности привлекаются нарушители требований безопасности?
-
Как организовано управление безопасностью труда в РФ?
Государственный надзор и контроль за охраной труда
Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.
• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.
• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.
• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии; — ядерных материалов.
Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.
• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.
• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.
• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали: — гигиенические нормы; — санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.
• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.
• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.
• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях: — лаборатории госнадзора; — центры стандартизации и метрологии.
• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.
Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).
Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.
Проверки органов государственного надзора за охраной труда
Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:
• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ; • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой; • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ; • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда; • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.
Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.
Надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда. Ответственность за нарушение законодательства
Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работникам на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений — сфере труда.
В условиях обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций созданию соответствующих безопасных условий для работников,
Цель этих органов, прежде всего — не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.
В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются государственными органами; контроль в большей мере связан с общественными функциями — профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к государственным органам.
Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации юридические обязательные указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
Ст.
244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют:
1) государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами;
2) профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.
Законодательство. различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений.
Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права.
Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть, как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.
Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ перечисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
- В эту систему входят:
- — Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
- — Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Гасатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе.
- — Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
- — Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой других правил пожарной безопасности.
- — Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах, Осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.
Осуществляют надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда профсоюзы (ст. 244 КЗоТ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам недавно вновь были возвращены государственным органам.
В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г.
, утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.
- Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:
- — осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, причиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях
- — защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;
- — разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о труде и охране труда;
- — обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
- В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда, государственно-правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функций.
- В частности, государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе:
- — беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
- — запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
- — налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;
- — предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов труде и охране труда, о привлечении виновных и этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.
- Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право: приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.
Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации или в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации также могут быть обжалованы в суде (п. 13 Положения).
Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соблюдением законодательства о труде осуществляется и общественный контроль. Эти функции, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.
Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство труда РФ в соответствии со ст. 25 Основ разработал и утвердил Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Виды надзора и контроля за безопасностью труда
В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:
Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;
Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;
Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.
Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.
О нарушениях, выявляемых при проверках
Подобные нарушения носят разноплановый характер (это может быть несоблюдение отдельных положений, касающихся заключения (расторжения) трудового договора, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций). На сайте Роструда размещен перечень типовых нарушений с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда работникам и тяжести последствий таких нарушений. Предлагаем ознакомиться с выдержками из данного документа. Нарушения сгруппированы по разделам и представлены в таблице, в которой содержатся ссылки на статьи ТК РФ.
Нарушение требований трудового законодательства | Нормы ТК РФ | Категория нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах |
---|---|---|
Прием на работу (заключение трудового договора) | ||
Уклонение от оформления трудового договора | Статьи 16, 19.1, 67 | Высокий риск (10 баллов) |
Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем | Статья 15 | Высокий риск (10 баллов) |
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем | Статья 67.1 | Высокий риск (10 баллов) |
Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) | Статья 67 | Средний риск (6 баллов) |
Нарушение установленной процедуры оформления трудового договора | Статья 57 | Низкий риск (3 балла) |
Нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек, инструкции по заполнению трудовых книжек | Статьи 65, 66, 309 | Низкий риск (1 балл) |
Прекращение трудового договора (увольнение) | ||
Нарушение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя | Статья 81 | Высокий риск (10 баллов) |
Нарушение установленной процедуры расторжения трудового договора | Статьи 29, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 127, 180, 269, 296, 327.6, 373, 384 | Средний риск (6 баллов) |
Рабочее время | ||
Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении водителей автомобиля | Статьи 96, 99 | Высокий риск (10 баллов) |
Непредоставление работодателем междусменного отдыха водителю автомобиля | Статья 103 | Высокий риск (10 баллов) |
Установление работодателем продолжительности рабочего времени в неделю или (при суммированном учете рабочего времени) за учетный период, превышающей предусмотренную законодательством продолжительность рабочего времени | Статьи 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350 | Высокий риск (7 баллов) |
Нарушение работодателем установленного законодательством порядка учета рабочего времени | Статьи 91, 99, 109, 300 | Средний риск (5 баллов) |
Время отдыха | ||
Непредоставление дополнительного отпуска | Статья 116 | Высокий риск (10 баллов) |
Нарушение порядка предоставления отпуска | Статья 114 | Средний риск (6 баллов) |
Непредоставление работодателем перерывов для отдыха и питания | Статья 108 | Средний риск (6 баллов) |
Неутверждение (нарушение сроков и (или) порядка утверждения) работодателем графика предоставления ежегодных отпусков | Статья 120 | Низкий риск (2 балла) |
Оплата труда | ||
Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором зарплаты | Часть 6 ст. 136 | Высокий риск (10 баллов) |
Выплата зарплаты ниже минимального размера оплаты труда | Часть 3 ст. 133 | Высокий риск (10 баллов) |
Неоплата в установленном размере работы в выходные и нерабочие праздничные дни | Статья 153 | Высокий риск (8 баллов) |
Неоплата в установленном размере сверхурочной работы | Статья 152 | Высокий риск (7 баллов) |
Неустановление сроков выплаты зарплаты | Статья 136 | Средний риск (6 баллов) |
Невыдача расчетного листка работнику | Статья 136 | Низкий риск (1 балл) |
Гарантии и компенсации | ||
Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ | Статья 178 | Высокий риск (9 баллов) |
Несохранение за работником среднего заработка на время прохождения обязательных медицинских осмотров | Статья 185 | Средний риск (6 баллов) |
Ответственность сторон трудового договора | ||
Нарушение процедуры наложения дисциплинарного взыскания | Статья 193 | Средний риск (6 баллов) |
Охрана труда | ||
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда | Статьи 212, 225 | Высокий риск (10 баллов) |
Нарушение (несоблюдение) установленного порядка организации обязательных предварительных и (или) периодических медицинских осмотров | Статья 212 | Средний риск (6 баллов) |
Нарушение установленного порядка выдачи и учета выдаваемых СИЗ | Статья 212* | Средний риск (6 баллов) |
Отсутствие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности | Статья 212 | Средний риск (6 баллов) |
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников | ||
Несоблюдение установленных требований к организации труда работников в возрасте до 18 лет | Статья 265 | Высокий риск (9 баллов) |
Несоблюдение установленных требований к организации труда женщин, лиц с семейными обязанностями | Статьи 253, 254, 258 | Средний риск (7 баллов) |
Запрет заемного труда | Статьи 56.1, 341.1, 341.2, 341.3 | Средний риск (6 баллов) |
Коллективные переговоры | ||
Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению | Статья 55 | Средний риск (7 баллов) |
Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения | Статья 40 | Средний риск (5 баллов) |
* А также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.01.2015 № 290н.
Организация общественного контроля
Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:
- правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
- уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
- представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
- уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.
Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.
На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:
- На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
- В отделах, участках и цехах.
- В целом по предприятию.
Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.
Слайд 2
Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти. Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах. Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда. Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры. Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.