Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы опеки забрали ребенка как вернуть». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.
Законодательное регулирование
- Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
- Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
- Статья 69. Лишение родительских прав;
- Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
- Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
- ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.
Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.
Комментарии к ст. 77 СК РФ
1 — 2. Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены. В этой связи п. 1 комментируемой статьи предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) с целью защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии с комментируемой статьей является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.
Специфика применения указанной меры состоит в следующем:
а) основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;
б) данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;
в) в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;
г) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) п. 1 комментируемой статьи не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Так, например, на основании ст. 58 Устава муниципального образования г. Казани, утв. решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 , органы и должностные лица местного самоуправления г. Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;
———————————
Казанские ведомости. 2005. 30 дек. N 301/302.
д) специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:
— сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 комментируемой статьи), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;
— временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии — в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
— в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 комментируемой статьи) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. ст. 141, 142 СК РФ).
Причем следует иметь в виду, что если угроза для жизни или здоровья ребенка исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ) и отбирает ребенка без судебного разбирательства. В случае если опасность для ребенка исходит от приемных родителей, орган опеки и попечительства, отбирая ребенка у приемных родителей, расторгает с ними договор о приемной семье. В соответствии со ст. 12 Закона об опеке и попечительстве в случаях, если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если прокурор не согласен с отобранием ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» он вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
е) действия органов опеки и попечительства по отобранию ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке родителями в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Куда забирают детей органы опеки?
Место помещения ребенка напрямую зависит от оснований изъятия:
- При лишении или ограничении родителей в родительских правах. Ребенок помещается в специализированную организацию. В зависимости от возраста или состояния здоровья это может быть центр семейного устройства (детский дом), школа-интернат, дом ребенка, дом-интернат. Несовершеннолетний помещается под надзор, как оставшийся без родительского попечения.
- В случае отобрания. Если родитель успел нанести вред детскому здоровью (травма, обморожение, переохлаждение), то ребенок помещается в детское отделение ближайшей больницы. При отсутствии травм, несовершеннолетний направляется в реабилитационный центр (приют).
Ребенок не может быть передан родственникам просто так. В случае лишения/ограничения прав, возможно оформление постоянной (при наличии полного пакета документов) или предварительной (при наличии паспорта и положительного акта обследования) опеки.
Почему орган опеки посещает семью
В соответствии со ст. 122 СК РФ специалисты отдела опеки могут посетить любую семью, фактически проживающую на территории подведомственного района.
Причины для проверки
№ п/п | Причина |
---|---|
1 | Сигнал любого гражданина (родственника, соседа, постороннего гражданина) |
2 | Сообщение образовательного учреждения, в котором учится ребенок (детского сада, школы) |
3 | Сообщение сотрудника медицинской организации |
4 | Сигнал отдела полиции |
Важно! В случае поступления в медицинскую организацию ребенка с травмой любого рода, медицинский работник обязан сигнализировать в отдел опеки. А специалисты должны проверить жилье и составить разговор с родителями в течении 3 дней.
В каких случаях могут отобрать детей
Жизненные ситуации, в которых может оказаться семья, могут быть самыми разными. Поэтому и понятие «угрозы жизни и здоровью ребенка» тоже довольно расплывчато. Например, нет четких критериев, по которым эту угрозу можно оценить.
В законе сказано лишь, что из-за действий или бездействия родителей (или одного из них) должна возникнуть «реальная угроза смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка». Например, когда родители не дают ему воды, плохо кормят, не предоставляют кров или надолго оставляют грудного ребенка без присмотра.
Вместе с тем, ребенка нельзя отобрать, если в семье материальные трудности, но при этом родители добросовестно исполняют свои обязанности и по возможности стараются обеспечить его всем необходимым «в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи».
Для того чтобы прийти с визитом к вам домой, представителям органов опеки нужны основания — например, жалоба. Составить ее может кто угодно: соседи или даже прохожий, который увидел, что ребенка бьют или оскорбляют.
Иногда «подать сигнал» обязывает закон: например, когда полицейский обнаружил потерявшегося ребенка или когда врач или учитель в школе заметил у ребенка подозрительные гематомы или другие повреждения. Если такая жалоба получена, органы опеки, в свою очередь, тоже обязаны проверить поступившую информацию, а в случае изъятия — составить акт об этом и начать готовить документы для суда.
Обжалование судебного решения
Для возврата утраченных прав или снятия ограничения необходимо повторное обращение в судебную инстанцию с документальным подтверждением факта исправления в виде:
- справок из медицинских учреждений о выздоровлении;
- положительных характеристик с мест работы;
- свидетельских показаний с подтверждением ведения здорового образа жизни.
После изъятия ребенка из семьи органами опеки и попечительства в течение 7 рабочих дней направляется исковое заявление в суд с целью лишения родительских прав недобросовестных отца и мать. Если суд выносит решение в пользу ответчика, отпрыск возвращается к родным.
Если судопроизводство решило удовлетворить ходатайство истца, родители лишаются прав на ребёнка. Однако отпрысков, признанных социальными сиротами, могут взять под опеку другие родственники. К тому же, со временем родители смогут восстановить родительские права, если их случай не был вопиющим, и они смогут доказать, что исправились и готовы обеспечить отпрыска всем необходимым.
Важно помнить, что лишение родительских прав не освобождает родителей от алиментных выплат, а вот заставить брошенного в юном возрасте отпрыска ухаживать за престарелыми родственниками в будущем не сможет ни один суд.
Ситуация осложняется, если к тому времени, когда родные захотят вернуть несовершеннолетнего в семью, он уже будет усыновлён. В таком случае дополнительных судебных разбирательств избежать не удастся. Если отпрыску к тому времени исполнится 14 лет, судья, при вынесении вердикта, будет опираться на его мнение по поводу того, в какой семье ему дальше жить.
Схватить пострадавшего и запихнуть в детдом
— Это правда, что на сегодняшний день фактически нет иных вариантов, кроме изъятия ребенка из семьи, где по отношению к нему — действительно или возможно — проявляют насилие?
-К сожалению, на практике — да.
Очень часто, когда речь идет об угрозе для ребенка — например, папа или мама, или бабушка иногда выпивают и проявляют насилие по отношению к ребенку — вместо того, чтобы удалить этого взрослого, мы хватаем ребенка и запихиваем его в детский дом! Получается, он пострадал дважды: сначала он стал жертвой какого-то жестокого обращения, а потом его, в общем-то, сажают «в тюрьму» за то, что он стал жертвой. Почему так это происходит – большой вопрос! Наверное, потому, что никогда не задумывались в такой ситуации о благополучии ребенка.
Его благополучие – это, прежде всего, какая-то стабильность. Это наличие близких, заботящихся о нем взрослых, чтобы ему не было страшно, тревожно и одиноко в этой довольно стрессовой ситуации разборок, связанных с семьей.
Здесь может быть много вариантов. Если очевидно, что кто-то один из родителей наносит ребенку вред, я думаю, должна быть возможность подписать некий судебный ордер, который бы на время расследования запрещал бы этому родителю проживать в этой квартире и приближаться к ребенку. Пусть он едет к своим родственникам, снимает гостиницу. В крайнем случае, можно и нужно, наверно, создавать кризисные центры, как для женщин, так и для мужчин, которые являются в семье насильниками. То есть не только для жертв, но и для тех, от кого исходит угроза. Потому что все-таки, когда человек проявляет агрессию в первый раз, он может понять, что путь исправления еще не заказан.
Когда отселить человека невозможно или он отказывается покинуть помещение (при этом понятно, что у нас пока нет никаких судебных решений, позволяющих выселить его принудительно), переводить ребенка совместно с другими родителем или родственников в кризисный центр.
Если есть подозрение на сексуальное насилие в семье, и подозреваемый в насилии уходить не собирается, и в СИЗО его помещать не торопятся, понятно, что мы не можем оставить ребенка с ним. В таком случае ребенок вместе с другим родственником — например, с бабушкой — может быть временно размещен в каком-то кризисном центре, на время расследования.
Сегодня же, к сожалению, вариант только один: люди, которые не являются специалистами в детско-родительских отношениях, в вопросах распознания насилия, должны на глазок определить, что в семье происходит. Не являясь экспертами, они обычно обращают внимание на какие-то бытовые вещи. К тому же они должны очень быстро принять решение: отобрать – не отобрать. Причем мы не даем людям, которые принимают это решение, никакого времени. Оно принимается мгновенно! То есть человек должен мгновенно, не будучи специалистом, определить, что теперь из этой семьи ребенка можно забрать навсегда.
Если отбирают, значит, дальше ребенок едет «по этапу». При этом, если отобрание случается законно. То есть оформляется именно как отобрание. А тут один вариант ровно есть -по 77-й статье, это значит, в семидневный срок они обязаны подать иск в суд на лишение или ограничение родительских прав. То есть сама процедура не предполагает обратного пути! Просто считается, что отобрание детей — это крайняя мера.
— Сколько детей изымают в год?
— У нас в прошлом году было зафиксировано около трех с половиной тысяч отобраний, если не ошибаюсь.
— Это статистика по Москве?
— Нет, по России. Это семьи, которые прошли по 77-й статье. Но в реальности детей, которые увезены из семей государственными органами, намного больше, но они все оформлены либо по акту о безнадзорности, который оформляет полиция, либо по «добровольно-принудительному» заявлению о размещении детей в приют или детский дом, подписанному родителями.
— Речь не только о приемных семьях, а о любых?
— Статистика этого не разделяет. Но, конечно, чаще всего это касается кровных семей, с приемными такое случается намного реже.
Дорога по восстановлению родительских прав тяжела
Вместе с тем, по наблюдениям Чесалиной, за последние 3—4 года уменьшилось количество постановлений, по которым судьи лишают людей родительских прав незамедлительно. По её словам, есть негласное указание давать родителям шанс исправиться, так как наверху поняли, что изъятий по стране слишком много.
«Человеку даётся полгода на исправление, и судьи подробно объясняют, что нужно делать. Если за это время он ничего не делает, то следует лишение прав. Зачастую из этого ничего не выходит. Непутёвые родители не понимают, как надо заботиться о детях, и не осознают, что нельзя оставлять малышей одних, что детям надо предоставить еду, воду, одежду, обучение и так далее», — считает юрист.
Впрочем, пока родители пытаются изменить свою жизнь, дети находятся в спецучреждении.
При этом, по словам Чесалиной, за всю её многолетнюю практику был только один случай, когда суд восстановил родителей в правах. Дети на тот момент находились в социально-реабилитационном центре. Мать пролечилась от алкогольной зависимости и устроилась в этот же центр на работу помощником повара. Всё это время за ней наблюдали органы опеки, и уже через полгода она забрала двух сыновей домой.
«Дорога по восстановлению родительских прав тяжела. У некоторых нет желания исправляться, а у других оно длится не так долго — люди настолько деградируют, что не знают, какие шаги им надо предпринять. У нас в обществе нет таких социальных лифтов, чтобы люди подхватили таких родителей и могли помогать им и сопровождать на протяжении всего реабилитационного пути», — считает Чесалина.
По словам юриста, многие из тех, у кого отнимали детей, находились на учёте в психоневрологическом диспансере и могли причинить вред ребёнку из-за отклонений. В её практике была такая ситуация, когда детей забрали якобы из-за беспорядка в квартире, обшарпанных стен и грязной посуды.
Тогда родители написали пост в Facebook и стали собирать деньги на устранение нарушений, новую одежду и кроватку.
«Я решила разобраться в ситуации, приехала к родителям и поняла, что эти люди не осознают своих действий. Мать грязной ложкой накладывает смесь в тарелку и заваривает её водой из-под крана. При этом, по её мнению, так и должно быть. Её никто не научил, как правильно это делать. Есть такая установка на служебном языке, что лучше забрать живого ребёнка, чем труп», — рассказывает Чесалина.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина считает, что действующая схема защиты детей устарела.
«Ребёнка из привычной среды без согласия забирают якобы для спасения. При угрозе жизни и здоровью необходимо в первую очередь помочь, а уже потом принимать экстренные меры, если они необходимы. Но зачастую они и не требуются. Эта мера использовалась как политический инструмент и является сомнительным способом защиты», — считает Мизулина.
Как рассказала RT сенатор, механизм изъятия детей из семьи был введён большевиками в 1926 году как способ разрушения буржуазной семьи, если родители неправильно готовили ребёнка к социальной деятельности.
«Семейный кодекс — единственный, который не подвергался системным изменениям с 1995 года. Поскольку Россия сейчас идёт по пути стратегии сбережения, то необходимо новое, современное законодательство. Семьи нуждаются в помощи, а не в наказании», — считает Мизулина.
По мнению сенатора, в изменённом кодексе, например, должно быть прописано приоритетное право родственников на усыновление, чего в данный момент нет.
«Сейчас создана сеть инфраструктуры с социальными центрами реабилитации, которая постоянно поддерживает максимальную наполняемость таких учреждений. Несмотря на это, количество изымаемых детей с каждым годом сокращается. Органы опеки стали действовать аккуратнее, но система всё равно даёт сбои», — констатирует Мизулина.
Слова собеседницы RT о сокращении изъятий подтверждаются статистикой. Так, по данным Росстата, в 2012 году были лишены родительских прав более 52 тыс. родителей. В 2017 году их число сократилось до 37,9 тыс. А вот количество родителей, которых ограничили в правах, возросло с 8,8 тыс. в 2012-м до 9,6 тыс. в 2017-м.
По официальной статистике Министерства просвещения РФ, в 2018 году органы опеки выявили 47 242 ребёнка, оставшихся без попечения родителей (сироты, а также дети из неблагополучных семей и те, чьи родители находятся в тюрьме или были признаны недееспособными по болезни), а в 2017-м — 50 201. Информация о том, сколько из них были в итоге изъяты, сколько возвращены назад родителям, а сколько переданы в приёмные семьи и детские дома, не раскрывается.
RT обращался в Министерство просвещения за официальной статистикой по изъятиям детей из семей, однако в течение двух недель ведомство такие данные не предоставило.
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Семейное право » Опека и усыновление » Отобрание ребенка
При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие.
При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие. Родители имеют право на самостоятельный выбор способа воспитания ребенка, но только если он не противоречит интересам ребенка.
Исходя из действующей правовой базы, способ воспитания должен исключать пренебрежительное или грубое обращение с ребенком, а также принудительную эксплуатацию и физическое насилие.
Если будет установлено, что родители ребенка недолжным образом принимают участие в его воспитании, а их прямые или косвенные действия могут привести к появлению опасности для жизни, развития или здоровья несовершеннолетнего, то в таком случае государство оставляет за собой право произвести отобрание ребенка, чьи интересы поддаются грубому попранию.
Документы для опеки над ребенком: основные заблуждения
- Медицинскую справку для оформления опеки над ребенком должны предоставить все члены семьи. На самом деле ее оформляет только опекун.
- У опекуна должно быть свое жилье и постоянная прописка. На самом деле документом о наличии жилья может быть копия свидетельства собственности (если недвижимость ваша), выписка из домовой книги (если муниципальная), договор об аренде (если вы снимаете жилье). Необязательно иметь недвижимость в собственности и постоянную прописку, но желательна хотя бы временная регистрация.
- У опекуна должен быть доход не ниже прожиточного минимума. Для установления опеки не требуется подтверждать доход в размере не менее прожиточного минимума для каждого члена семьи — это основное отличие опекунства от усыновления. Если будущий опекун не работает, он может предоставить справку о доходах супруга.
- Опека может потребовать дополнительные документы. На самом деле перечень документов для оформления опеки над ребенком является закрытым, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 423 в редакции от 10 февраля 2014 года. Никакие документы, кроме тех, что обозначены в этом списке, органы опеки требовать не могут.
- Существует путаница с терминами: опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. От 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Права и обязанности у опекуна и попечителя одинаковы. Ребенок, в отношении которого устанавливается попечительство, обязательно должен присутствовать на суде, и без его согласия попечительство не устанавливается (по ст. 132 Семейного кодекса РФ). Справедливости ради стоит отметить, что мнение ребенка, в отношении которого устанавливается опека, учитывается на суде с 10 лет. Это все, чем отличается опека от попечительства над ребенком.
Как себя вести, когда сотрудники опеки в квартире
Итак, к вам постучали люди, которые заявляют, что они являются сотрудниками ООП и пришли проверить жилищные условия вашего ребенка. Главное в такой ситуации – не паниковать. Для начала вы должны поинтересоваться, на каком основании проверяющие появились у вашего порога и попросить предъявить документы. Если с документами все в порядке, то вы смело можете пропустить незваных гостей к себе в дом.
На что обращают внимание проверяющие:
- в каком состоянии находится жилое помещение, не требуется ли в квартире ремонт;
- внешний вид всех членов семьи;
- насколько чисто в квартире (имеется в виду именно чистота, а не творческий беспорядок, созданный в процессе игры);
- наличие спальных мест;
- наличие и свежесть продуктов питания;
- отсутствие насекомых (тараканов, клопов);
- физическое, а также моральное состояние детей (нет ли у них следов побоев, насколько здоровыми и ухоженными они выглядят);
- манера общения членов семьи между собой;
- наличие или отсутствие следов злоупотребления алкогольными напитками или наркотическими веществами.
При посещении семьи сотрудники ООП должны убедиться, что для ваших детей созданы все условия для полноценного развития, что малышам ничего не угрожает. Поэтому в ваших интересах при посещении проверяющих вести себя спокойно и приветливо, не препятствовать доступу сотрудников в те или иные помещения.
При проведении проверки сотрудники ООП обычно просят показать:
- документы родителей и детей (паспорта и свидетельства о рождении);
- наличие продуктов, предназначенных для питания детей;
- места для сна, игр и занятий несовершеннолетних членов семьи;
- детские вещи, особенно сезонную одежду и обувь.
По возможности, желательно поинтересоваться у проверяющих, по какой причине они решили проверить вашу семью и, при необходимости, дать пояснения.
Например, семью Прокофьевых сотрудники ООП посетили после сигнала соседей о жестоком обращении с десятилетним сыном. Основанием для такого обращения стал тот факт, что мальчик вышел на прогулку с синяком и ссадинами на коленке, и с гипсом на левой руке. Как выяснилось, мальчик учился кататься на велосипеде, в результате неудачно упал, расшиб коленку и сломал руку.
Какие ошибки допускают родители при проверке сотрудниками ООП жилищных условий:
- Не впускают проверяющих в жилое помещение. Так как после какого-либо сигнала о неблагополучии в семье сотрудники ООП по закону обязаны проверить жалобу, они будут приходить до тех пор, пока не проверят семью. В случае необходимости они могут привлечь и сотрудников полиции. Поэтому, особенно если вам нечего скрывать, лучше сразу впустить проверяющих в квартиру, чем создать негативное впечатление, которое впоследствии вам же может и навредить.
- Грубость при общении с проверяющими. Грубость еще никогда и никому не помогала, тем более она не поможет в такой ситуации. Даже если сотрудники ООП после проверки заберут у вас малыша, ваша адекватность и спокойное общение в дальнейшем сыграет вам на пользу.
- Угрозы в адрес проверяющих. Как бы вам не было тревожно и страшно, а страх потерять ребенка в такой ситуации превалирует над всеми остальными чувствами, необходимо иметь в виду, что сотрудники ООП исполняют свои должностные обязанности. Угрозы в таком случае могут грозить вам уголовной ответственностью, что не добавит вам шансов вернуть ребенка в семью.
Но бывают и иные ситуации.
«У нас в доме недавно у матери забрали троих детей. Все дошкольники, младшая родилась весной. Как было дело: зимой, когда эта женщина была беременна, от неё ушёл последний сожитель. Женщина напилась, соседи вызвали полицию. Те расспросили, записали, пришла опека. Составили акты и велели исправляться. До родов она попивала, но тихо. Потом, уже родив, ходила, держась за коляску. Сама просто падала. Её мать в таком же состоянии. Дети с синяками, она орёт, пьёт и курит. Опека раза четыре составляла акты, потом дали последнее предупреждение. Дети, гуляя во дворе, часто говорили, что их скоро заберут, как только мама снова напьётся. Итог — одним субботним утром пришла опека, а мамка с бабушкой уже в зюзю, видать с вечера ещё. Детей изъяли сразу, та порыдала во дворе и пошла допивать. Ходит по вечерам так же — с пивом-водкой. Так что по одному заявлению никого не заберут, даже у маргиналов», — пишут на том же форуме.
Курчанова Юлия, психолог программы «Профилактика социального сиротства», подчёркивает, что детей из семей забирают крайне редко, так как государство выступает за сохранение семьи. Но и это, казалось бы, благое намерение может иметь обратную сторону медали:
— Бывает, что в ситуациях, когда ребёнка необходимо забрать, его могут как раз оставить. Поэтому перегибы бывают как и в сторону чрезмерной тревожности, так и в сторону попустительства. А всё потому, что нет чётких и единых критериев, по которым определяется уровень опасности, уровень неблагонадёжности. И нет возможности оказывать разностороннюю помощь семьям.
Действительно, основная проблема заключается именно в том, что нет длительной и комплексной процедуры расследования, где участвовали бы эксперты. Также не существует определённого свода правил для родителей, что они должны или не должны делать, чтобы избежать изъятия. Есть лишь субъективное мнение человека, который в конкретный день пришёл в семью с проверкой.
Юлия Курчанова также отмечает, что органы опеки по сути больше ничего предложить не могут. Механизм состоит лишь из «отобрать — не отобрать», и нет дополнительных ресурсов, чтобы оказать иного вида помощь и поддержку семьям:
— Нужна серьёзная социальная работа! Хотя бы на том уровне, что ребёнку может быть нужна дополнительная продлёнка, чтобы родители имели возможность выйти на работу. Но все продлёнки платные. Некоторым семьям элементарно не хватает денег на еду и постель, но и этого государство не предоставляет. Никаких таких видов помощи не предусмотрено.