Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит если сбил человека насмерть». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Степень вины владельца авто должна быть доказана компетентными органами – сотрудниками ДПС, следователем или представителями судебных органов. При этом водитель должен получить официальное постановление, которое удостоверяет факт нарушения. Но это не значит, что именно это нарушение привело к таким печальным последствиям. Например, в случае, когда гражданин переходил дорогу в непредназначенном для этого месте, а водитель превысил скорость, установление нарушения скоростного режима еще не является причиной аварии. Как минимум, еще надо доказать, что если бы скорость машина была меньше, водитель успел бы среагировать и избежать наезда. Если доказательств этому нет, вина может быть двусторонней или только на пешеходе.
Порядок действий при ДТП с пешеходом
Первое правило – это не оставлять место происшествия. В противном случае, как уже говорили выше, за это может быть применена отдельная ответственность вплоть до лишения прав.
Если пешеходу были причинены телесные повреждения, то сразу нужно оказать первую медицинскую помощь, воспользоваться аптечкой и другими подручными средствами. Одновременно следует вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД.
А также нужно проконтролировать составление схемы ДТП и взять данные у всех свидетелей, которые находились рядом. Не помешает сфотографировать и место аварии с разных ракурсов. Тогда все эти доказательства помогут на следствии или в ходе судебных разбирательств.
Нужно контролировать и ход проведения экспертиз, а при необходимости настаивать на ней. Без заключения специалиста, невозможно установить реальную картину событий и степень телесных повреждений у пешехода.
Когда водитель наехал на пешехода, и не не знает что делать, то нелишним будет вызвать на место автоюриста. Он подскажет порядок действий и проследит за тем, чтобы все материалы были оформлены по установленной процедуре. Кроме того, юридическая поддержка не помешает впоследствии.
Административная ответственность
Этот вид ответственности является минимальным исходящим со стороны государства. Все особенности закреплена в КоАП, а также в обширном перечне подзаконных нормативно правовых актов. При наезде на пешехода возможна квалификация по одной или сразу по нескольким статьям КоАП. Это обстоятельство в основном зависит от причиненного вреда, а также от иных совершенных правонарушений.
Основная статья КоАП предусматривает ответственность исключительно за нанесение легкого или среднего вреда здоровью. Самостоятельно определить нанесенный вред невозможно. По заявлению пострадавшего производится медицинская Экспертиза, которая дает свое заключение. Основные критерии оценки установлены в постановлении Правительства. Стоит отметить, что одним из основных условий причиненного вреда является время нетрудоспособности человека. Если этот период менее 3 недель – вред легкий, а если более – средний.
ВАЖНО !!! Относительно недалеко от среднего стоит тяжкий вред здоровью, который имеет смысл разобрать отдельно, поскольку в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.
Когда виноват пешеход, а водитель — нет
Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается водитель в городе чуть ли не каждый день.
Есть пешеходный переход и недалеко от него — остановка общественного транспорта. Вышедшему из троллейбуса или автобуса человеку по какой-либо причине лень пройти пару десятков метров до пешеходного перехода и он переходит дорогу сразу из-за автобуса. Или некая бабушка игнорирует находящуюся недалеко зебру и идёт через дорогу, как ей удобно (что встречается достаточно часто).
Итак, не вызывает сомнений, что в данной ситуации фактически виноват пешеход. Касательно ПДД он нарушает сразу несколько пунктов:
«4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
…
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
То есть
1. Если в зоне видимости есть пешеходный переход, переходить дорогу можно только по нему
2. Если есть необходимость перейти дорогу вне перехода, то пешеход должен убедиться, что не создаёт помех для движения транспорта.
Какую ответственность несёт пешеход
Мы все тоже являемся участниками дорожного движения, и можем быть подвергнуты наказанию разной степени строгости за целенаправленное несоблюдение правил ПДД. В случае пересечения дороги в непредусмотренном месте, в результате которого произошло ДТП, с нарушителей будет взыскан штраф. Его сумма располагается в диапазоне от 500 до 1500 рублей.
В подобных ситуациях, владелец автомобиля довольно часто подает встречный иск по возмещению ущерба, причинённого его автомобилю в результате неправильного пересечения нарушителем проезжей части. Как правило, это чаще всего разбитый бампер, стекло и т. д. По вине человека, перебегавшего проезжую часть в запрещённом месте, в ДТП могут попасть несколько автомобилей. Страховые компании в подобных ситуациях почти всегда выставляют судебные претензии виновнику.
Таким образом, самый главный вывод – это обязательное взаимное соблюдение всех существующих правил ПДД. При взаимном уважении все мы можем избежать возникновения таких тяжёлых последствий для обеих сторон.
Оставление места совершения ДТП
Одним из отягчающих обстоятельства является попытка скрыться с места происшествия. Такие действия квалифицируются, как оставление места ДТП, за что предусматривается административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.
Если в результате ДТП потерпевшему был причинён вред лёгкой или средней тяжести, и водитель намеренно уехал с места происшествия, то действия правонарушителя могут наказываться в широком диапазоне мер.
- Штраф.
- Лишение ВУ.
- Исправительные работы.
- Арест.
В зависимости от конкретных обстоятельств дела, данные наказания могут применять как самостоятельно, так и в паре друг с другом.
Если в результате ДТП потерпевший получил тяжкие телесные повреждения или вовсе скончался, то рассмотрение дела будет происходить в рамках уголовного процесса. Следовательно, в качестве наказания виноватый водитель может получить и лишение свободы.
Достаточно распространённая ситуация, при которой сбитый пешеход в состоянии самостоятельно подняться и передвигаться, и при визуальном осмотре не наблюдается каких-либо существенных или опасных для жизни и здоровья повреждений.
В такой ситуации стороны ДТП обычно принимают обоюдное решение официально не фиксировать происшествие и разойтись при взаимном отсутствии претензий.
Спустя определённое время пострадавшему может стать плохо, а иногда и вовсе наступить летальный исход. Поэтому водитель становится невольным виновником, что в последующем может быть расценено как отягчающее обстоятельство.
Чтобы избежать неприятностей, рекомендуется потребовать от потерпевшего письменный документ о том, что:
- самочувствие в пределах нормы;
- критических повреждений нет;
- он не имеет никаких претензий к водителю транспортного средства;
- пострадавший снимает ответственность с водителя и полностью отдаёт отчёт о последствиях, которые могут наступить в случае ухудшения его здоровья в результате полученных травм.
Не нужно куда-то ехать для составления такого документа. Он может быть написан на месте. Достаточно, чтобы потерпевший указал в нём свои паспортные данные, поставил дату и подпись.
Будет ли виновен водитель, если пешеход пьяный
Наибольшую опасность для водителей ТС представляют пьяные пешеходы. Это связано с тем, что под воздействием алкоголя у человека существенно нарушаются многие функции организма, среди которых:
- нарушение координации;
- изменение пространственного и визуального восприятия;
- заторможенность и непредсказуемость поведения.
Как уже отмечалось, для водителя не имеет значения, в каком состоянии находился пешеход. Водитель несёт ответственность на наезд в любом случае, поскольку транспортное средство относится к источнику повышенной опасности.
Однако, в некоторых ситуациях у автолюбителя есть шанс избежать ответственности за сбитого пьяного пешехода при условии, что:
- потерпевший намеренно или по неосторожности внезапно попал на проезжую часть под идущий автомобиль;
- водитель предпринял всевозможные меры для предотвращения наезда;
- лицо, управляющее ТС, не нарушало ПДД в момент наезда.
Что считается наездом на пешехода согласно ПДД?
Желающие отыскать формулировку «наезда» в ПДД лишь зря потратят время. Законы дают только общее описание ДТП, причем и правила дорожного движения (ст. 1.2 ПДД РФ), и ФЗ №196 (О безопасности дорожного движения – ст.2) одинаковую:
ДТП – некое событие с участием ТС, возникшее в результате его движения по дороге, из-за которого погибли или ранены люди [машины, грузы, здания – в данном случае отдельно не рассматриваются] или причинен другой материальный ущерб.
Мы не случайно сделали акцент на три момента, но, к сожалению, не для того, чтобы вывести четкую формулировку «наезда на пешехода», а, наоборот, показать несостоятельность данной по отношению к наезду.
Четко придерживаясь буквы закона, можно было бы утверждать, что наезд вне дороги, если ущерб здоровью не нанесен, а вред исключительно материальный не будет являться ДТП. Однако судебная практика вдрызг развеивает подобные заблуждения, назначая и компенсацию за моральный вред, причем при происшествии, произошедшем и вне дорог, и при отсутствии видимых последствий для здоровья.
Исходя из этого можно вывести такую формулировку:
Наездом на пешехода может считаться любой контакт между транспортным средством, находящимся в движении и пешеходом, вне зависимости от уровня причиненного вреда.
Вне зависимости от сложившейся ситуации, шофер несет ответственность за наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Отличается лишь степень наказания. По законодательству транспортное средство позиционируется, как объект повышенной опасности. Эта особенность прописана в ГК РФ (статье 1079). При этом физлица и юрлица, эксплуатирующие такие средства, обязаны компенсировать вред в случае нанесения ущерба. Альтернативой является доказательство того факта, что вред имел место ввиду непреодолимой силы или умысла пассажира.
При этом в ПДД имеется правило, согласно которого человек должен пересекать дорогу только по пешеходному переходу (подземному, регулируемому или нерегулируемому). Кроме того, в правилах прописана возможность пересечения дороги, если в пределах видимости нет мест для ее перехода. При этом человек не должен создавать помех для ТС.
На практике все складывается по-другому, и пешеходы часто переходят дорогу там, где вздумается, а страдает водитель. С учетом судебной практики он отвечает по гражданской, уголовной и административной линии.
Бывают ситуации, когда наезд совершается в темное время суток. Кроме того, оценке подлежит и то, в каких условиях совершена авария. В частности, это погодные условия, наличие тумана и прочие факторы, которые влияют на видимость. Оценке подлежит то, с какой скоростью передвигалось авто. Часто в ночное время водители не в силах увидеть перебегающего по дороге пешехода, в особенности, когда он одет в одежду темных оттенков. При наличии тормозного пути можно доказать принятие мер к недопущению столкновения.
Если по результатам проведенной проверки будет установлено, что водитель не нарушил правила и желал предотвратить аварию, но не смог – часто дело не возбуждается.
Сбил человека вне пешеходного перехода: ответственность предусмотрена разная. У водителя есть все шансы доказать свою правоту, при условии, что он не нарушил ПДД.
Если все участники ДТП живы, то вопрос виновности решается в индивидуальном порядке. Когда нанесен тяжелый вред здоровью, дело рассматривается в суде. Здесь все зависит от ведения процесса и мнения судьи, так как свидетельства и доказательные документы (в том числе фото и видео) принимаются к рассмотрению только по решению суда.
Важно знать: При наезде на пьяного человека мера наказания водителя не смягчается. Он в любом случае понесет ответственность.
При рассмотрении дела особое внимание уделяется тому, скрылся ли водитель с места аварии. В данном случае его обязанностью является оказание первой помощи потерпевшему, вызов скорой и передача пешехода в руки врачей. Если же автомобилист скрылся, то на нем априори лежит вина – он будет признан виновным не только за совершение наезда, но и за то, что оставил человека в опасности, не оказав ему помощи.
Если при аварии водитель был пьян, то он может получить максимальную меру наказания. В данном случае в деталях будет рассмотрен каждый нюанс ДТП: исправность ТС, тормозной путь, момент, когда пешеход появился в зоне видимости автомобилиста пр. Более подробно некоторые моменты рассмотрены ниже.
Наказание водителя за наезд на пешехода вне перехода
Не зависимо от ситуации, водитель несёт ответственность за наезд на пешехода, даже если пешеход грубо нарушал ПДД или был «в стельку» пьяным. Это гражданско-правовая ответственность, которая регулируется ст. 1079 ГК РФ:
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, …, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса».
То есть, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшего, даже если абсолютно не виноват в наезде. Также пострадавший имеет право подать иск «за моральный вред», но тут уже как решит суд.
Водитель не будет платить, только если докажут, что пешеход сам бросился под колёса, например, решил покончить жизнь самоубийством, либо это был мошенник, который таким образом хотел «развести» водителя на деньги, или наезд был совершён в результате сильного удара сзади в автомобиль и водитель физически не мог избежать наезда. То есть должны быть доказаны «обстоятельства непреодолимой силы». Но это встречается достаточно редко, и как правило, водитель платит за лечение пешехода.
Итак, в нашей ситуации, когда водитель абсолютно не виноват, а пешеход виноват, то наказание шофёра ограничивается описанной выше гражданско-правовой ответственностью и оплатой лечения пешехода.
Что касается административной ответственности и штрафов по статье 12.24 КоАП, то они возникают только в случае, если доказана виновность водителя.
Уголовная же ответственность возникает в любом случае, если причинен тяжкий вред здоровью или был смертельный исход, не зависимо от того, виноват водитель или нет. Но эту ситуацию в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.
Наказание для пешехода
Что касается пешехода, то за нарушения правил ПДД он должен будет заплатить штраф 1 000 рублей согласно ст. 12.30 КоАП:
«1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, …, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».
Также согласно ст. 1064 ГК РФ пешеход вроде как обязан возместить ущерб водителю, если возникли повреждения автомобиля:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
Но на практике это происходит крайне редко и суд редко обязывает пешехода выплачивать компенсацию водителю.
Какие предпринять действия
Если печальное событие произойдет, водитель должен взять себя в руки и совершить ряд необходимых действий:
- не отключать регистратор;
- включить аварийку и установить знак аварийной остановки. Если есть возможность установить дополнительные обозначения места ДТП, особенное на участке с ограниченной видимостью или где допустима большая скорость транспорта;
- оказать больному экстренную медпомощь, обеспечить ему более удобные положение. Рекомендуется не перемещать потерпевшего, даже если он лежит на проезжей части и не совершать манипуляции, которые могут причинить больший вред;
- безотлагательно вызвать скорую помощь и работников ГИБДД;
- если состояние пешехода критическое и нет связи с неотложкой, попутным транспортом отправить в ближайшую больницу. А если ситуация не терпит отлагательств и при отсутствии попуток доставить пострадавшего в больницу самому водителю, который сбил пешехода;
- записать ФИО, номера телефонов и адреса свидетелей и очевидцев;
- обеспечить сохранность предметов, имеющие отношение к случившемуся (предметы от машины, вещи пешехода и т.п.);
- позвонить в страховую организацию по полису ОСАГО;
- произвести фото-, видеосъемку обстановки ДТП;
- прочие действия по обстановке.
Бывает, что пешеход не пострадал и не желает ни вызывать ГИБДД, ни оставаться на месте происшествия. В этом случае у него следует отобрать расписку об отсутствии претензий и жалоб на здоровье. В тоже время нужно позвонить в ГИБДД и сообщить о произошедшем. Неоднократно были случаи, когда состояние пострадавшего может ухудшиться на следующий день или он передумает о вчерашнем решении. Такие изменение не на руку водителю. Которого бесспорно будет ждать наказание за наезд на пешехода и покиданием места ДТП.
В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.
И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.
Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.
Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.
Сбил человека вне пешеходного перехода: ответственность
При столкновении автотехники и человека в любом случае железный агрегат пострадает в меньшей степени. На авто останется, скорее всего, небольшая вмятина, которая без следа устраняется в обыкновенном автосервисе, а вот пешеход может получить серьезное увечье, инвалидность или вовсе погибнуть…
Допустим, случайно сбил человека, полицию не вызывали, поскольку никто не пострадал, все разрешили мирно, без эксцессов. Но такой сценарий разыгрывается нечасто.
Поэтому в зависимости от степени нанесенного вреда человеку (или нескольким людям) и вследствие несоблюдения правил дорожного движения автомобилисту может грозить гражданская, административная или уголовная ответственность:
-
Гражданская ответственность (наименее жесткая).
Вне зависимости от того, по чьей вине произошел инцидент, именно автовладелец возмещает затраты на лечение, испорченное имущество пострадавшего и прочие потери. Помочь избежать всего этого может только суд, если в процессе разбирательства дела выяснится, что вред пострадавшему был причинен в результате непреодолимой силы или хуже того — по злому умыслу (мошенничеству) попавшего под колеса.
-
Административная ответственность (средней тяжести).
Если потерпевшему нанесены травмы средней степени, то водителю, допустившему наезд, придется в зависимости от степени причиненного ущерба по решению суда выплачивать штраф в размере от двух с половиной до двадцати пяти тысяч рублей, а также распрощаться со своими водительскими правами на срок от года до двух.
-
Уголовная ответственность (самая суровая).
Сотрудники Госавтоинспекции проводят проверку по факту наезда по двум направлениям:
1) была ли возможность избежать столкновения с пешеходом в отдельно взятом случае;
2) нарушил ли водитель правила дорожного движения.